воскресенье, 22 июня 2008 г.

Пещера Вечной мерзлоты

Погода сегодня утром не предвещала ничего хорошего… Пасмурно и дождик срывается. Но поход этот уже столько раз откладывался, что решили стартовать невзирая на стихию.
Итак, в 9 утра мы с Mario отправились искать пещеру вечной мерзлоты, которая находится у подножия горы Развалка в окрестностях Железноводска. Почему искать? Да потому что дорогу не знали, мне её рассказывал человек, который сам там ни разу не был, но от других слышал, как туда ходить :))). Сказал, что идти километра 1,5… Сильно ошибся…
Дорога проходит мимо Пушкинской галереи и источников… Дальше по дороге, местами переходящей в тропу, а местами – в лужи. Прошли километра 3, решили, что заблудились, прошли обратно на довольно приличное расстояние. Остановились на привал. Место необыкновенное, с очень красивой и местами необычной для нашей местности растительностью. Берёзки, например… Видимо, сказывается влияние подземного холода.

Добрые люди подсказали нам, куда идти дальше и в результате мы нашли пещеру вечной мерзлоты.

Даже у входа чувствуется холод, из пещеры тянется туман (видимо, из-за разницы температур).

Откуда же вечная мерзлота в наших южных широтах? На этот счёт у учёных есть 2 версии:
1) В глубине горы из-за её вулканического происхождения находятся залежи углекислоты и она, испаряясь, снижает температуру.
2) К этой версии склоняется большинство учёных. На самом деле мерзлота не вечная, а «летняя». Зимой холод как бы «накапливается», а летом в некоторых местах холодный воздух выходит на поверхность. Зимой же, наоборот, в верхней части горы выходит воздух, более тёплый, чем «на улице». В этих местах снег оттаивает и, говорят, там всю зиму растёт трава, цветут подснежники… Обязательно сходим туда зимой!

Включив фонарики (к сожалению, технически мы не слишком хорошо подготовились и фонарики были маленькие), заходим в пещеру… Гнетущее ощущение, пещера всё время поворачивает, не знаешь, что ждёт тебя за углом… Темно, на экране фотоаппарата ничего не видно, щёлкаю вслепую...

От центрального тоннеля вправо и влево уходят ответвления. Зашли в одно – неглубокое, заканчивается пещерой.

Пройдя метров 150, решили возвращаться. Неизвестно, на сколько хватит батареек в фонариках, а искать обратную дорогу на ощупь не хочется абсолютно. Решили в следующий раз вернуться и обследовать пещеру более основательно.

Итак, что это за пещера? Как только вошли, стало очевидно, что она рукотворного происхождения. Вернувшись и поискав информацию, я узнала, что на самом деле это штольня. В 50-х годах для изучения вечной мерзлоты было построено 3 штольни сквозь гору, но в настоящий момент функционирует только одна (западная, в которой мы и побывали), остальные непроходимы. В этой штольне, оказывается, безопасны только первые 150 метров, а дальше тоннель местами обваливается (мы правильно повернули обратно, хотя вряд ли эта опасность нас остановила бы… Интересно же!). Говорят, что дальше в штольне есть натечные образования льда, но мы до них не добрались.

На обратной дороге мы свернули к так называемой «Стоянке первобытного человека». В одном из отрогов горы круглая пещера глубиной около 5 метров и высотой столько же.

Очень впечатлили наскальные рисунки, правда было подозрение, что они недавнего происхождения, но очень хочется верить, что настоящие!

А природа в этом месте необыкновеннейшая!!! Такая энергетика!!! Огромные каменные отвалы мне почему-то напомнили камни Стоунхенджа. В это место тоже очень хочется вернуться!

Обратно шли долго и нудно, всё-таки расстояние большое. Говорят, можно подъехать с другой стороны на транспорте поближе… Или на велосипедах… В следующий раз попробуем. В общей сложности мы прошли около 20 километров.
А погода всё-таки была отличной! :)

Идеи для следующих походов:
1) Пройти по штольне ещё глубже.
2) Осмотреть древнее городище. Узнала, что на склонах горы, седловине и вершине, а также в некоторых местах у подножия имеются остатки древних каменных жилищ, оборонительных сооружений и древний некрополь.
3) Зимой посмотреть оттаявшие места на склонах.
4) Ну и на вершину Развалки надо зайти!

Выражаем огромную благодарность нашим попутчикам Галине Николаевне и мальчику Богдану, которые подсказали нам дорогу. Вот так, мы, местные жители, заблудились, а люди, которые приехали ненадолго отдохнуть в Железноводск, нам помогли :).

Анонимный комментирует...

Да, класное место, бывал там, правда давно, но как появится возможно ещё отправлюсь. Репортаж тоже порадовал, приятно и интересно читать, спасибо автору, ждём новых интересностей...)

Kazantip комментирует...

завтра отправляюсь туда с любимой)))надеюсь не пожалею..............................

Анонимный комментирует...

хорошо написано. сегодня были там . зашли как показалось, метров на 300. жутковато и здорово, на потолках летучие мыши.